Книга посвящена исследованию отношений английской живописи второй половины XVI – начала XVII в. и английской культуры как сложного целого. Восприятие культуры времен королевы Елизаветы I и короля Иакова IV требует внимания к самому духу времени, к идеям, что в ту пору «носились в воздухе» и составляли фон драм Шекспира и стихов Джона Донна, полотен Николаса Хилльярда и Джона Гувера. Чтобы понять искусство той эпохи, необходимо погрузиться в ее теологические искания, политические диспуты, придворные интриги, литературные предпочтения, алхимические эксперименты и астрологические практики.
Автор использует большой массив теологической, социальной информации, создающий контекст, в котором только и можно «увидеть эпоху», обнаружить глубинные смыслы в портретах, мозаиках, гравюрах и эмблемах.
Содержание
Антон Нестеров. Колесо Фортуны. Репрезентация человека и мира в английской культуре начала Нового времени
От автора
Колесо Фортуны[1]
Художники, поэты, звездознатцы…
Горностай и Феникс: портрет как инструмент политики
I. Риторика визуальности
II. «…нет нужды говорить, что птицы Феникс не существует в мире сем…»
Emblemata на двух портретах елизаветинской эпохи, или миф о Тесее и «самостоятельная жизнь символов»
Символическая политика. Сэр Генри Ли и контексты елизаветинской эпохи
Конструирование личности и набор «поведенческих масок» в елизаветинской Англии
Эпиталама, свадебный портрет и натурфилософия
Фрейлины, браки, скандалы, или о разграничении частного и публичного в елизаветинской Англии
Джон Донн Алхимический
Алхимический Феникс Шекспира
Циркуль и окружность. К вопросу о датировке «Прощания, запрещающего грусть» Джона Донна
1
2
3
4
5
Географические карты раннего нового времени как эстетизация и концептуализация репрезентированного пространства
1
2
Игра о сэре Уолтере Рэли, славном его возвышении и трагическом его конце
К последнему пределу. Джон Донн: портрет на фоне эпохи
Иллюстрации